Как правильно поступать

суббота, 4 сентября 2010 г.

В правилах приема в вузы в ближайшее время появится ряд важных изменений. Нынешнюю сеть российской высшей школы оптимизируют.
Подготовительные курсы при вузах будут аттестовывать и проверять на качество. Учителя, занимающиеся платным репетиторством по школьной программе, лишатся стимулирующей части зарплаты. Об этих и других грядущих нововведениях в преддверии сегодняшнего Госсовета, посвященного проблемам высшего профобразования, рассказала вчера глава Рособрнадзора Любовь Глебова.

Абитуриенты-олимпиадники должны пользоваться льготой при поступлении только один раз, то есть им придется выбирать, в каком из пяти вузов они хотят предъявить свою победу во время вступительной кампании, считает Любовь Глебова. Отвечая на вопрос "Известий" о дальнейшей судьбе призеров вузовских олимпиад школьников, занявших в этом году львиную долю бюджетных мест в самых престижных вузах, руководитель Рособрнадзора сказала: "Не надо ставить крест на школьных олимпиадах, но делать из этого абсолютную льготу тоже не следует. Предлагается изменить нормативные документы, чтобы олимпиадники могли воспользоваться своей льготой один раз - при подаче документов только в один вуз и на одну специальность. А в остальных пусть участвуют в конкурсе наравне со всеми. Мне кажется, эта мера адекватная". По ее мнению, вес результата школьной олимпиады не адекватен стобалльному результату ЕГЭ: "У нас в этом году всего 2700 стобалльников по всем предметам, а победителей и призеров олимпиад, приравненных к ним, целых 23 тысячи".

Также Глебова предложила сократить количество мест в российских вузах для тех студентов, которые обучаются по целевому набору, и предусмотреть последующую отработку для них на предприятии, которое направило абитуриента на обучение. "Те, кто по направлению идет, как правило, это люди, которые не предполагают победить в общем конкурсе. И получается, что за бюджетные деньги по направлению органов власти идет учиться тот, кто на самом деле не имеет возможности предъявить качественные знания. Начинали мы с 30% целевиков, в 2010 году было 20%, а сейчас готовы рассмотреть вопрос о снижении этой планки до 15%", - сообщила Глебова.

Кроме того, по ее мнению, нужно разобраться с многочисленными подготовительными курсами при вузах, где в нарушение закона неаттестованные соответствующим образом преподаватели учат детей по школьной программе. Рособрнадзор предлагает помимо ужесточения лицензирования подвергать такие курсы процедуре аттестации и регулярным проверкам на качество работы. "Вот тогда быстро выяснится, что ничем, кроме профориентационных бесед со старшеклассниками и рекламой своих вузов, там заниматься не имеют права", - сказала она.

Наконец, Любовь Глебова призвала рублем наказывать тех учителей, которые в дополнительные часы за плату штудируют со своими учениками школьную программу, за что, собственно, в соответствии с образовательным стандартом уже заплатило государство. Глебова считает, что такие педагоги-рвачи должны лишаться стимулирующей части зарплаты, в распределении которой, как известно, через управляющие советы принимают участие и родители. "То есть сначала ребенка одному и тому же бесплатно учат в школе, затем, за деньги, с репетитором, а потом, снова за деньги, еще и на курсах при вузах. Пора положить этому конец", - считает Глебова.

Один учитель на 10 учеников
Завтра для 1,43 млн первоклассников в российских школах прозвучит первый звонок. По сравнению с 2009 годом их число выросло на 50 тысяч ребят. Всего в новом учебном году в 51,5 тысячи российских школ будут учиться 12,8 млн ребят, что на 150 тысяч меньше, чем в прошлом учебном году. Отрицательная динамика количества школьников наблюдается с 1998/99 учебного года, когда в школах обучались 22 млн ребят. К новому учебному году введены в эксплуатацию 123 новые школы.

В Год учителя российских школьников будут обучать 1,2 млн педагогов, свыше 500 тысяч из них работают в сельской местности. 84% школьных педагогов имеют высшее, 16% - среднее специальное образование. 413 тысяч учителей прошли повышение квалификации и переподготовку в 2009-2010 годах. Большинство российских учителей - женщины (85%), однако по сравнению с прошлым годом количество мужчин в школах выросло на 20 тысяч человек.



Известия – Как правильно поступать – Андрей Чернаков
http://obrnadzor.gov.ru/ru/press_center/press/index.php?id40=2430