Шкалирование результатов

вторник, 1 июня 2010 г.


При проведении ЕГЭ в экзамене участвует множество выпускников из разных образовательных учреждений, имеющих разный уровень подготовки и выполняющих разные варианты теста. В связи с этим встает вопрос, как объективно оценить и, самое главное, сравнить уровень их подготовленности, ведь все выпускники имеют одинаковые права при поступлении в вуз или ссуз?

Если идти по пути простого суммирования баллов за каждое выполненное задание (количество первичных баллов за все задания теста, по разным предметам разное: от 37 до 80) то проблемы возникают при подсчете проходного балла в процессе зачисления абитуриентов, так как приходится складывать практически несравнимые результаты, полученные в разных шкалах оценок по отдельным предметам. При этом больший удельный вес приобретают оценки за более длинный или более легкий тест. Кроме того, один участник ЕГЭ мог выполнять тест с заданиями, к решению которых он наиболее подготовлен, а другой - тест с заданиями, решению которых он не уделял должного внимания.

Для объективной оценки уровня подготовленности участника ЕГЭ по сравнению с другими участниками экзамена применяется специальная методика шкалирования результатов ЕГЭ. Она разработана ведущими специалистами в области педагогических измерений на основе международной тестологической модели.

В процессе шкалирования первичные результаты переводятся в сформированную по определенным правилам числовую систему, в которой отношение между свойствами объекта выражено в соответствующих числах. В соответствии с методикой после получения результатов сдачи экзаменов не менее чем от 80 % участников экзамена создается единая таблица соответствия первичных и тестовых баллов. Объективность проявляется в том, что, выполняя разные по сложности задания, одинаково подготовленные участники экзамена получают в конечном итоге и одинаковые оценки их уровня подготовки.

Проведение шкалирования результатов значительно снижает субъективность оценок и создает равные условия для всех экзаменуемых при сравнении результатов ЕГЭ. При оценке результатов государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ устанавливается минимальное количество баллов по каждому образовательному предмету, подтверждающее освоение выпускником основных общеобразовательных программ среднего (полного) образования в соответствии с требованиями федерального образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.

Минимальное количество баллов по каждому образовательному предмету устанавливается Рособрнадзором после проведения экзамена с учетом:
статистических данных по результатам экзамена данного года по стране в целом и по отдельным регионам, результатов прошлого года для обеспечения сравнимости результатов по годам;
требований к уровню общеобразовательной подготовки выпускников средней школы, сформулированных в образовательных стандартах 2004 года;
особенностей организации учебного процесса по данному общеобразовательному предмету (число часов на его изучение для различных групп экзаменуемых);
экспертных суждений специалистов по отдельным общеобразовательным предметам и специалистов в области педагогических измерений.
Материал с портала ЕГЭ http://www1.ege.edu.ru/content/blogsection/5/198/