Из экзаменационной работы по русскому языку выпускника-2010: «Не опускай свой язык ниже его достоинства»

вторник, 18 мая 2010 г.



Учителя проверили сочинения, написанные на пробном ЕГЭ по русскому языку [обсуждение]
Екатерина РОЖАЕВА, Павел РЫЖОВ — 17.05.2010

Незадолго до официальной сдачи Единого государственного экзамена многие вузы проводят для абитуриентов репетиционные ЕГЭ. Набить руку на тестах можно по всем основным предметам и совершенно бесплатно. За месяц в пробных экзаменах поучаствовали около 20 тысяч выпускников. Половина из них писали ЕГЭ по русскому языку. В «Комсомолку» попали копии некоторых экзаменационных работ.

ВСЕ ПО-НАСТОЯЩЕМУ

Надо отметить: хотя ЕГЭ и репетиционный, но процедура его проведения была максимально приближена к реальной. Каждому выдается пакет, в котором лежит один из пяти вариантов КИМов (контрольно-измерительные материалы). Составлены они по материалам экзаменов прошлых лет.

Задание в части А самое простое. В нем нужно выбрать один из предложенных вариантов ответа. Часть В более сложная, с другим принципом ответа на вопросы: в отведенное поле необходимо вписать либо слово из текста, либо последовательность букв или цифр, соответствующих заданию. И наконец, творческая часть С - самая сложная. Ребятам предлагается написать эссе по заданному тексту. Эта работа оценивается по 12 критериям. Основные из них: содержание, речевое оформление и грамотность. Объем - минимум 150 слов.

Никаких литературных шедевров не требуется. Достаточно внятно, последовательно сформулировать позицию автора текста и прокомментировать одну из проблем, им поставленных. Согласен с его мнением или нет. Аргументировать свой ответ нужно, опираясь на знания и личный жизненный опыт. Если эссе будет написано без опоры на прочитанный текст или представит собой банальный пересказ исходника, задание не засчитывается.


ПЕРЛЫ ИЗ ЭССЕ 11-КЛАССНИКОВ

(орфография и пунктуация авторов соблюдены)

- «Нужно читать как можно больше книг и не давать опускать свой язык, ниже его достоинства».

- «Вся партийная верхушка была запятнана регрессиями, поэтому свалить всю вину на Сталина было куда проще, чем самим за это отвечать!»

- «Сейчас для человека что читать а что не читать является безразлично».

- «Слово - это человеческая деятельность. Передающая другому».

- «В наше время очень тяжело ограничить русский язык от прессы, телевидения, также от иностранных граждан, чтобы грубые слова и жаргон не входили в наш язык».

- «В книгах заключен полезный букет для человека».

- «Сражение под Аустерлицем имело огромное значение. Кутузов не хотел драться, но его заставили. Это не гуманно».

- «Даж в древности, заповеди распространяли, чтобы после шести дней работы, был обязательный выходной, этим заповедям поддерживались даже рабы и домашняя скотина».

- «Политика - это уже собрание личностей, которые следят и стараются усилить государство».

- «В некоторых странах вера была настолько сильна, что приносили в жертву девушек. Есть еще люди обратной веры, которые верят не в бога а в сотану».

- «Я считаю, что у человека должны быть только добрые намеренья. Он не должен злиться, обижаться ну и так далее. Да, бывают тебя затронут за живое и ты несдерживаешь свои эмоции. Я считаю, что это правельно. А так человек не должен быть таким».

- «Примеры самоконтроля. Хочется взять чужое, но себе не позволяешь. Хочется оклеветать - не позволяешь. То есть все, что совесть не позволяет».

- «В Москве очень много названий магазинов одинаковых, и они одинаковы не из-за сети этих магазинов, а из-за того что хотят использовать заграничные слова такие, как: «Ереван Плаза».

- «Вообще Чехов любил пошутить. Особенно с АлиБабой Ивановичем. Вся соль в соли! Раньше задавались вопросом о морали, о любви, а сейчас нет». (Тема: «В чем состоит комедийность пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад»?».)

- «Автор написал хороший стих, мне почти понравилось, хотя я прочитал половину первого предложения. А автору могу дать совет: пусть пишет по короче свои сказочные рассказы для ЕГЭ».

МНЕНИЕ УЧИТЕЛЯ

Победитель конкурса «Учитель года Москвы-2006», словесник Марат АЛИМОВ:

Школьникам не хватает кругозора и жизненного опыта

- Москва последней включилась в эксперимент по ЕГЭ. Когда во многих областях России уже все предметы ребята сдавали в этой форме, столица даже не интересовалась их опытом, надеясь, что Единый отменят. Поэтому Москва и идет с опозданием от всей страны года на три-четыре. И наши результаты на фоне общероссийских не такие хорошие, как хотелось бы.

Что касается сочинения, то, к сожалению, оно как жанр в старшей школе отмирает. Ему не учат - выпускной экзамен по литературе отменен. У ребенка нет возможности практиковаться в навыках письменной речи. Фактически выпускник на ЕГЭ по русскому языку впервые пишет эссе. Отсюда и косноязычие, аляповатость.

Условия этого экзамена таковы, что в сочинении нужно подтвердить авторскую позицию собственными аргументами из личного опыта. Его у наших школьников нет! Тот общий кругозор, который тоже допускается в экзамене, отсутствует в принципе - современная школа развитием ребенка в этих вопросах не занимается.

У большинства 15 - 16-летних подростков в жизни ничего интересного не происходило, они ничего не видели, не знают. Читательский опыт также равен нулю - литература в загоне, а детей пичкают какими-то «составляющими знаниями». Хотя в стандартах второго поколения четко прописано, что должна делать школа. На первом месте - развитие личности, знания - только на третьем месте. Вот и получается, что количество работ на 4 и 5 крайне низкое, а ожидаемая средняя оценка ЕГЭ выпускников по русскому языку - «удовлетворительно».
Читаем полностью и пишем комментарии на статью там же...http://news.abiturcenter.ru/index.php?section=4&cont=long&id=7813&year=2010&today=17&month=05