Сергей Зинин: ЕГЭ по литературе должен быть обязательным

четверг, 27 мая 2010 г.


Школьники сдают ЕГЭ по литературе 27 мая. Этот экзамен в свое время подвергался, пожалуй, самой сильной критике: его даже вывели из перечня обязательных, а часть А, где можно было выбирать ответ, убрали. Перестал ли ЕГЭ по литературе быть страшилкой для школьников, в интервью РИА Новости говорит председатель Федеральной предметной комиссии разработчиков заданий ЕГЭ по литературе Сергей Зинин.

- Сергей Александрович, ЕГЭ по литературе – один из самых спорных экзаменов. Многие по-прежнему считают, что сдавать литературу в тестовой форме не допустимо.

- Мне кажется, это суждение инерционное. До сих пор бытует представление, что экзамен по литературе – это тест, в котором попадаются бессмысленные вопросы, вроде того, какой породы была тургеневская Му-му или на каком плече родинка у героини романа Льва Толстого.

Но ЕГЭ по литературе прошел существенную эволюцию, он стал другим. Первые тесты действительно выглядели довольно пестро. В них было много заданий с выбором ответов, в которых надо было продемонстрировать знания фактов: имена героев, детали, эпизоды. Задания носили формализованный характер и, в общем, по сути ничего не проверяли. Поэтому и возобладал иной подход к экзамену, часть А – убрали.

- То, как сегодня выглядит экзамен, оптимально?

- На мой взгляд, да. Не случайно и критические нападки на экзамен прекратились.

Сегодня ЕГЭ по литературе состоит из трех частей. В первых двух предлагаются два текста для анализа: в первой части - фрагмент эпического, лиро-эпического или драматического произведения, во второй – стихотворение. К произведениям – задания, ответы на которые школьники должны сформулировать самостоятельно (допустим, требуется определить жанр произведения Гоголя «Ревизор», ответ – комедия). Кроме того, по каждому из текстов требуется выполнить еще по два задания, в которых надо дать развернутые ответы на вопросы. Вопросы связаны как с проблематикой и содержанием анализируемого произведения (допустим, как воплощена патриотическая тема в стихотворении Есенина «Гой ты, Русь, моя родная…»), так и с литературным контекстом этой тематики (к примеру, в каких произведениях русских поэтов затрагивается та же тема, что и у Есенина). Таким образом, проверяется знание не только конкретных текстов, но и материала курса в целом.

Самая главная – 3-я часть, это сочинение, которое всегда писали наши школьники.

Как показывает практика, подготовиться к такому экзамену и хорошо сдать его – вполне возможно. Для этого не требуется «натаскивание на тесты». Надо просто учить детей анализировать текст, работать с его фрагментами и как можно больше выполнять на уроках письменных работ.

Удручает лишь одно: экзамен перестал быть обязательным.

- Школьников это не удручает - только радует...

- Школьники будут радоваться, и если математику отменят. Ученье – это ведь своего рода «принуждение во благо».

Я убежден: экзамен по литературе в 11 классе должен быть обязательным, потому что литература - это предмет, который формирует личность, наделяет ее важнейшими «культурными кодами».

Можно спорить о том, насколько совершенны задания, корректны ли они, нужно искать оптимальные их варианты. Но делать литературу экзаменом по выбору - неправильно.
Читаем дальше http://news.abiturcenter.ru/index.php?section=6&cont=long&id=7844&year=2010&today=27&month=05